Как ТЗ может превратить заказчика в идиота…

Спонсор поста: грамотную структуру сайта обеспечит система управления сайтом.

Каждый день, работая в интернете, мы встречаем все новых и новых заказчиков, одни из которых приятные и забавные люди, другие серьезные и деловые, а третьи просто идиоты, не знающие чего именно хотят. Нервов хватает не всегда, и иногда даже хочется высказать все в лицо. Жаль, что заказчики далеко. Вот именно для того, чтобы не было никаких разногласий, и исполнитель точно знал, что от него требуется, было создано техническое задание. Только все ли умеют составлять это самое ТЗ?!

Бесспорно, что некоторые люди умеют делать грамотное ТЗ и получается это у них очень даже хорошо, но вот другие… Просто слов не хватает. Я не говорю, что все заказчики должны составлять ТЗ согласно стандартам и прочим нормам, но ведь можно хотя бы толково изложить суть задания, а не изрекаться двумя словами, по которым исполнитель должен понять все миллион желаний заказчика.

Если кто-нибудь из заказчиков (не важно в какой сфере) читает этот пост, то прислушайтесь, пожалуйста, и постарайтесь научиться грамотно писать ТЗ, а то сил уже никаких не хватает.

Был у нас на прошлой неделе случай. Заказчик, точнее заказчица, разместила заказ по типу SEO-Копирайтинг. Нужно было написать статью размером в 8000 символов. По сути, задание простецкое, да и тема была не сложной. Только вот сам заказ был изложен так, что понять его было довольно сложно. Указана куча ссылок на какой-то сайт, но ничего не написано, что с ними делать. Впоследствии, оказалось, что необходимо написать не одну, а целых 1-3 статьи для 3 страниц (!!!), при этом по особенному размещать ключевые слова. А также тщательно смотреть, чтобы текст статей не был похож на тот, который находится по указанным ссылкам. Вообщем, думаю, что может я и сам не очень понятно объяснил, поскольку до сих пор до конца не въехал в тот заказ. Заказчица смогла более или менее толково объяснить то, что ей нужно только с 5 раза. У меня возникает вопрос: А оно мне надо?! По пусту тратить свое время на таких тупых заказчиков. При этом и деньги не особо большие были. Короче, только разругались. Заказ этот все-таки закончили, но больше с ней не сотрудничаем и никогда не будем. Лично внес ее в черный список.

Уважаемые заказчики, большая к вам просьба, считайтесь с исполнителями. Мы тоже люди, и мы не можем читать мысли на расстоянии, поэтому пишите свои требования толково и грамотно. А лучше всего научиться правильно оформлять ТЗ, тогда и отношения исполнителя будет к вам намного лучше, и качество выполненной работы также лучше.

Друзья, а какие у Вас были интересные случаи с заказчиками или исполнителями?

— — — — — — — — — —

Mazda

— — — — — — — — — —

Реклама

9 комментариев

  1. Лучше заранее составить шаблон ТЗ наподобие анкеты и предъявить заказчику. Пока анкета не заполнена, не стоит даже тратить время на общение. Потом можно уточнить какие-то детали заказа и дописать в ТЗ. В общем, экономьте свое время и нервы.

  2. Sergey, согласен с Вами. Хоть так несколько дольше будет, но зато спокойнее. 😉

  3. Конечно, вам же известны параметры, которые вас интеерсуют, а заказчику — не всегда. Он может вообще в сути вопроса не разбираться. Поэтому в первую очередь вы должны думать об списке требований.

  4. В свое время работал над проектом «Электронный Омск» -работал в роли исполнителя, но ТЗ почему-то писал сам для себя, а заказчик ток кивал гривой и строил умные мину отстёгивая деньгу 🙂

  5. Fyz, я все понимаю, что заказчик может в чем-то и не разбираться, но ведь он может толково изложить свои желания и требования. Я не прошу вникать в какие-то технические подробности. При этом заказчик, понимая, что не разбирается в каком-то вопросе, начинает толковать такие речи, что просто ужас. Зачем же тогда сразу в ссору и драку? Ведь, если заказчик сам не знает, чего хочет, то он хотя бы должен осознавать, что исполнителю еще сложнее до этого догадаться. А по поводу предъявления своих требований скажу, что многие заказчики кое-как отнекиваются, мол да-да, сделайте так, как знаете, вы же профессионал. А потом все равно начинают в бутылку лезть.

    Vlad, у тебя ситуация намного проще. Грубо говоря, ты сам себе ставил условия выполнения заказа, выдвигал требования себе самому. В принципе, хорошо, когда заказчики на все согласны. 🙂

  6. С одной стороны хорошо — сам себе хозяин, но с другой — заглянешь в такой проект через годик….жуть да и только 🙂 Когда сверху давят требованиями, то как ни крути, а выполняешь работу более качественно, чем когда сам себе хозяин и лепишь что угодно -лишь бы прокатило на сдаче

  7. Vlad, ну да, это точно. Как говорится, везде есть свои минусы. 😉

  8. Прежде чем писать ТЗ надо понять какую цель преследует заказчик. Зачем ему нужно то что вы будете делать. Если он этого сам не знает — это динама какая-то. В итоге можно потратить неоплаченное время на переделки.

  9. Posted by fatrasie on Январь 10, 2010 at 12:11 пп

    в своё время ужасно намучились с заказчиками баннеров. уж казалось бы — чего проще? не ТЗ на портал.. в конце-концов, сделала бриф на разработку. клиентам объявили — в разработку принимаются баннеры только после заполненного брифа.
    даже не ожидала, на сколько это упростит работу! клиенты стали заполнять бриф скорее с радостью, чем с недовольством (были мысли, что хотим заставить людей делать лишние движения). расхождения с «видением дизайнера» резко уменьшились. эффективность и комфортность работы увеличилась для всех.
    в общем, смело могу рекомендовать — делайте брифы/шаблоны/анкеты для заказчиков. вопросы составляйте так, чтобы было просто ответить для неспециалистов в предметной области (максимально в формате да-нет и с примерами заполнения). и будет всем щастье 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: